История строительства Собора Рождества Христова

Строительство Собора в честь Рождества Христова при Новокузнецкой Православной Духовной Семинарии в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка началось с лета 2000 года в память о 67 горняках, погибших 2 декабря 1997 года на шахте «Зыряновская». Однако, закладной камень был освящен и установлен еще 4 июля 1998 года.

 

Как гласит текст памятной доски на северной стене Собора:

 

«Храм Рождества Христова в городе Новокузнецке Милостию Божией, по инициативе Губернатора Кемеровской области А. Тулеева и по Благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Софрония,первого управляющего Кемеровской и Новокузнецкой епархией, возведен в Память обо всех погибших шахтерах Кузбасса. Строительство было начато в 2000 году в Орджоникидзевском районе в связи с тем, что здесь 2 декабря 1997 года на шахте „Зыряновская“ погибли 67 горняков. Финансовые трудности не давали возможности быстро завершить работы. Но люди молились и верили, что Господь не оставит это Святое Дело. В 2008 году, по совместному решению Губернатора А. Тулеева и управляющего Кемеровской епархией епископа Аристарха, строительство возобновилось. Деньги на храм собирали поистине всем миром. Огромное желание, финансовая поддержка угольных компаний, подвижнический человеческий труд позволили завершить строительство. 23.08.2012, в канун Дня шахтера, митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх совместно с духовенством области совершил благодарственный молебен по окончании строительства, и в храме начались богослужения. Да поддержит Господь силы родственников погибших шахтеров, дарует Радость Воскресения и ниспошлет Благополучие Земле Кузнецкой и всем ее жителям!»

Итак, вскоре после трагедии премьер-министр России В. Черномырдин пообещал помочь семьям погибших и на государственные средства построить православный храм. Обещанные средства были выделены в конце 2000 года областному ГлавУКСу (Главному управлению капитального строительства) г. Кемерово на проектирование и строительство Храма-мемориала погибшим шахтерам. Решение о строительстве Мемориального комплекса было принято по согласованию правящего архиерея, архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония с областными и городскими властями, чтобы в перспективе совместить в единый духовный центр Мемориальный комплекс с Собором и Новокузнецкое духовное училище. Между ПИ «Кузбассгражданпроект» и ГлавУКСом был заключен договор на проектные работы. Управляющий Кемеровской и Новокузнецкой епархией архиепископ Софроний благословил архитектора Усольцева В.Н. для проектирования эскиза Собора.

В конце января — начале февраля 2001 г. строительной компании «Южкузбасстрой» были выданы чертежи свайного поля. С этого началось строительство Собора. Спустя 11 месяцев работы прекратились из-за отсутствия средств. На тот момент был выполнен только нулевой цикл.

Долгие семь лет ушли на многие устные и письменные обращения к администрации города и области. Собирались подписи вдов и матерей погибших шахтеров и других жителей города о необходимости возобновления строительных работ. Люди молились и верили, что Господь не оставит это святое дело в забвении.

Милостью Божией, в 2008 году, по инициативе Губернатора Кемеровской области Амана Гумировича Тулеева, в рамках соглашения между областной администрацией и Кемеровской и Новокузнецкой епархией, было принято решение о возобновлении строительства Собора, который призван стать утешением сердец всех тех, кто потерял в кузбасских шахтах своих родных и близких. Был создан благотворительный фонд, возобновлены и отправлены на доработку архитектурно-строительные документы. Все работы взяла на себя строительная компания «Новокузнецк» (генеральный директор – Микрюков В. Р.) под кураторством главного Управления капитального строительства Кемеровской области.

18 августа 2008 года в Орджоникидзевском районе на стройплощадке Собора Рождества Христова — единого в Кузбассе мемориала в честь погибших шахтеров — благочинный церквей III Новокузнецкого округа протоиерей Виктор Буглаков отслужил молебен на благое дело, который был предварен крестным ходом воспитанников Новокузнецкой Православной Духовной семинарии и местных прихожан к месту строительства.

19 августа 2010 года в праздник Преображения Господня в Новокузнецке состоялось великое событие — освящение восьми золоченых куполов с крестами и поднятие их на башни и колокольню строящегося Собора. Главный купол, выполненный по типу центрального купола храма Христа Спасителя в Москве, из-за невероятно большого размера и веса собирался по частям уже непосредственно на своем месте – на центральном световом барабане. По окончании работ наивысшей точкой Собора и всего Орджоникидзевского района стала маковка, венчающая колокольню, которая поднимается над землей на 51,6 метра. На колокольне установлены девять колоколов, изготовленных уральскими литейщиками.

К 2011 году по Главному корпусу Собора в основном были завершены общестроительные работы. Выполнены работы по устройству инженерных сетей вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения и электроосвещения. Все работы по энергообеспечению Собора взял на себя филиал «МРСК Сибири» — „Кузбассэнерго – РЭС“. Для обеспечения электроснабжения здания Собора и административно-хозяйственного корпуса необходимо было подключить трансформаторную подстанцию мощностью 250 киловольт-ампер. В течение трех месяцев энергетики завершили все работы по энергоснабжению.

В апреле 2011 года епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх совершил освящение закладного камня под строительство административно-хозяйственного комплекса при Мемориале. В этом событии, как и во всех других мероприятиях, связанных с какими-либо богослужениями на территории строящегося Собора, принимали участие клирики Духовной семинарии, а также оба семинарских хора.

В мае того же года началась роспись храма. «Расписывая этот храм, мы опираемся на традиции XIV-XV веков, эпохи расцвета православного искусства — рассказывает один из авторов проекта росписи, руководитель епархиальной иконописной мастерской, Михаил Прошкин. — Но технологии используем современные — по качественной штукатурной поверхности пишем акриловыми красками. Этот материал позволяет создавать послойную прозрачную и легкую живопись, по технике подобную фресковой живописи старых мастеров. Покрывной слой обеспечит росписи прочность — краски не будут темнеть, трескаться, выцветать в течение десятков лет, за росписью возможно ухаживать, мыть и реставрировать, что важно в сложных условиях Кузбасского региона. Для нас, как для художников особой задачей было не разрушить, а подчеркнуть замысел архитектора о главной роли купола во внутренней архитектуре храма. Создать гармоничный переход от доминирующего образа Спаса Вседержителя и огромных, шестиметровых фигур ангелов, символизирующих мир горний, к соразмерным нашему миру, близких нам образам святых в нижних регистрах храма. Подчеркнуть, таким образом, стройность и гармонию православной картины мироздания, образом которой является храм». В силу того, что храм посвящен памяти погибших шахтеров Кузбасса, на стенах обязательно появятся росписи с изображением иконы „Покров Пресвятой Богородицы над землей Кузнецкой“ (этот образ был написан в 2007 году иконописцем из Новокузнецк Леонидом Ключниковым), а также великомученицы Варвары, которая в православной традиции почитается как покровительница всех трудящихся в экстремальных условиях. Многие сюжеты связаны с темой крестных страданий Спасителя и Его Воскресением.

Росписи Собора Рождества Христова

Купол и барабан: Господь Вседержитель

Богородица – Иоанн Предтеча – Архангельский чин – Тетраморф

Акустическое кольцо (барабан): Праотцы (в углах): Авель – Адам – Энох – Ной

Северная сторона – 50-ца; Южная сторона – Преображение; Западная … – Вознесение; Восточная … – Сретение Господне.

Северная сторона главного придела (сверху вниз слева направо): Крещение – Искушение от диавола – Насыщение 5.000 человек – Воскрешение дочери Иаира и воскрешение Лазаря

Рождество Христово

В медальонах свв. – муч. Татиана – равноап. Елена – ап. Андрей Первозванный – преп. Амвросий Оптинский – прав. Иоанн Кронштадский

Южная сторона главного придела (слева направо сверху вниз):Трапеза во Эммаусе – Распятие – Снятие с Креста – Положение во гроб – Явление ангела мироносицам – Уверение Фомы

Воскресение Христово

В медальонах свв. — Игнатий Брянчанинов – Тихон Задонский – Феофан Затворник

Западная сторона главного придела: Страшный Суд (на хорах) – 12 апостолов, восседающих на престолах; Под хорами (слева направо): Лоно Авраамово – Шествие праведников в рай – Ангелы, свивающие небо (в центре)Ад – Суд души.  

Трапезная часть: восточная сторона – Благовещение;северная сторона – свв. Петр и Феврония Муромские, св. блаж. Матрона Московская, свв. мученицы Анастасия, Екатерина, София; южная сторона – св. кн. Владимир, св. блаж. Ксения Петербургская, свв. мученицы Вера, Любовь, Надежда; западная сторона — свв. влкмч.. Дмитрий Солунский и Георгий Победоносец; потолок (своды) – образ Небесного града Иерусалима.

Роспись южного придела: Житие святой великомученицы Варвары, икона Божией Матери «Покров Богородицы над землей Кузнецкой» (изображены также главные храмы митрополии). Роспись северного придела повторяет образы трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры.

В ноябре 2011 года на восточном фасаде установлены и освящены первые три мозаичные иконы: Святой Живоначальной Троицы, а также святых, в честь которых будут освящены два из трех престолов собора: преподобного Сергия Радонежского — святого покровителя Русской земли (в честь этого святого будет освящен Северный придел), и великомученицы Варвары — небесной покровительницы горняков (в честь этой святой будет освящен нижний храм).

Крестильный (нижний) храм богат мозаичными изображениями святых угодников Божиих. Каждый камешек и кусочек стеклянной смальты вручную подбирался по цвету и форме. Усложненная архитектура нижнего крестильного храма, обогащённая колоннами, ступенями, двумя ярусами пола, полукружиями арок, отделка мрамором и смальтой создает особую камерную, увлекающую и вместе торжественную атмосферу. Сочетание блестящей смальты с глубокими благородными цветами натурального камня и неярким освещением позволяет мерцать и светиться самим иконам. Мозаика – это техника, которой любоваться можно бесконечно, рассматривая то красоту сочетаний отдельных камешков смальты, то наблюдая как они, как в калейдоскопе, собираются в складки одежды и в цельные фигуры. Блеск, живость и глубина подчеркивается изогнутыми поверхностями икон. Именно этот эффект ценили и умели создавать византийские мастера. Руками верующих художников создается отражение другого мира, блеска и красочного многообразия Царства Небесного, гражданином которого призывается стать каждый крещаемый и входящий в освященную купель, которая украшена раннехристианскими символами — монограммами Христа, хризмами, как знаками духовной и культурной преемственности. Темы икон — Крещение Господне, Сошествие Святого Духа на Апостолов, Крещение апостола Павла, Крещение Руси, образы святых, потрудившихся в делах просвещения народов, также подчеркивают величие, значимость и незабываемость для каждого человека происходящего в этом храме таинства

Этот храм строился всем миром на пожертвования предприятий и прихожан, и по праву считается главным мемориалом погибшим шахтерам. Это самый большой Собор на территории области.

 С благословения Его Преосвященства епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха ООО «Павловские мастерские» (г. Омск) были спроектированы и изготовлены иконостасы для Храма, главный из которых состоит более чем из 120 икон. Иконы были написаны иконописцами (мастерами) из Москвы, Подмосковья, Троице-Сергиевой Лавры, Владимирской области (мстёрские мастера), Калуги. Автором проекта всех иконостасов и руководителем группы иконописцев является Дмитрий Хартунг, выпускник Штутгартской художественной академии (Германия). Для основных икон местного ряда центрального иконостаса и икон киота южного придела, украшения конструкций иконостаса использованы басменные украшения (старинная техника украшения басмой икон и церковной утвари на Руси). В конструктивных элементах иконостаса использована чеканка и басма, что редко используется на сегодняшний день. Иконы изготавливались на местах, собирали же иконостас на месте.

Главный иконостас

5 ярус (чин) – праотеческий (слева направо).

Иоаким (Богоотец) – Мафусаил – Иов многострадальный – Вениамин – Иафет – Иаков – Исаак – Ной – Адам ----------------- икона Троицы (ВЗ) ------------------- Ева – Авель – Авраам – Лот – Сим – Мелхиседек – Енох – Иосиф – Анна (мать Богородицы)

4 ярус (чин) – пророческий (слева направо)

Прор. Захария – Иеремия – Иоиль – Даниил – Наум – Исайя – Моисей – Захария (о. И.Кр.) – Давид ---------------- Знамение (Оранта) ------------------------ Соломон – Иезекииль – Илия – Аарон – Софония – Аггей – Михей – Малахия – Елисей

3 ярус (чин) – Деисис (Деисус – Моление),

по традиции – 2-й (3-й — двунадесятый, но т.к. трудно различить изображения на иконах – переместился)

Преп. Зосима Верховский – Влкм. Георгий Победоносец – Свт. Петр, митр. Московский – свт. Григорий Богослов – свт. Василий Великий – Ап. Петр – Архистратиг Михаил – БогородицаСпаситель (иногда «Спас в силах») – Иоанн Предтеча – Архангел Гавриил – Ап. Павел – свт. Иоанн Златоуст – свт. Николай Чуд. – свт. Алексий, митр. Московский – Димитрий Солунский – преп. Василиск Сибирский

2-й ярус (чин) – двунадесятый (праздничный)

Рождество Богородицы – Введение во храм – Благовещение – РХ – Сретение – Крещение – Вход Господень в Иерусалим – Преображение – (в центре «Причащение апостолов» из 3 икон) - Ведение на суд – Распятие – Снятие с Креста – Воскресение – Вознесение – 50-ца – Успение Богородицы – Воздвижение Креста

1-й ярус (чин) – местный

Владимирская икона Б.М. (св.муч. Дария – свт. Тихон, патриарх Московский – св.муч. Варвара – блгв.кн. Александр Невский) – пр. ИлияСобор Кузнецких святыхАрхангел ГавриилБогородица ( «Державная») – царские врата (Благовещение и евангелисты; на столпах слева – свт.. Василий Вел., Григорий Двоеслов, арх. Михаил; справа – свт.. И. Златоуст, Николай Чудотворец, арх. Гавриил) – СпасительАрхистратиг Михаил – (Собор Арх. Михаила – Иоанн Богослов – Андрей Первозванный – Александр Невский) – свт. Софроний ИркутскийДонская икона Б.М.

Иконостас северного придела во имя преподобного Сергия Радонежского

Иконостас одноярусный (слева направо)

Преп. Серафим Саровский – Мелхиседек – Богородица (греч. письмо) – царские врата (Благовещение и евангелисты) – Спаситель – Аарон – преп. Серафим Саровский

иконы святых

Иконостас южного придела одноярусный (слева направо)

Икона Б. М. «Живоносный источник» — Распятие Господне – Спас Вседержитель – Воскресение Христово – влкмч. Варвара

иконы святых.

Среди всех храмов Кузбасской митрополии Собор Рождества Христова занимает особое место. Помимо своего основного предназначения Собор служит студенческим храмом при Новокузнецкой Православной Духовной семинарии, где будущие священно- и церковнослужители набираются опыта для своего дальнейшего служения.

Архитектура Собора Рождества Христова

Ось композиции всего комплекса продиктована существующим 4-х этажным зданием, которое приспособлено под учебный корпус Новокузнецкой Православной Духовной семинарии.

Собор — не просто красивое архитектурное сооружение. Он есть эстетическое исповедание веры. Все христианское вероучение, изложенное словесно в Священном Писании, в творениях святых отцов, в решениях Вселенских соборов в храме представлено в иконописных образах, в цветописи и пространственной организации, в каждом элементе богослужения.

Собор Рождества Христова по центральной оси «восток-запад» по проекту состоит из четырёх основных объёмов: апсиды, храмовой части, трапезной и притвора. Апсида главного престола собора в плане — квадрат со стороной 8 метров, к которому примыкает полукруг с R=3м. Квадрат апсиды перекрывается лотковым сводом, цилиндрическая часть апсиды – полусферой. Естественное освещение апсиды осуществляется через четыре полуциркульных окна. С храмовой частью апсида главного престола соединена полуциркульной аркой, перед которой будет установлен иконостас главного престола.

Храмовая часть главного престола представляет по проекту квадрат со стороной 16 метров. С южной стороны к храмовой части примыкает южный придел с двумя большими дверными проёмами, с северной стороны – северный придел. В западной стене храмовой части в уровне первого этажа расположены три проёма: центральный, арочный (между храмовой частью и трапезной) и два примыкающих дверных проёма, ведущие на улицу. Над арочным проёмом в уровне второго этажа располагается балкон – хоры. Освещена храмовая часть большим световым барабаном, перекрытым сводом полусферического очертания. Северный и южный приделы имеют каждый свою апсиду с иконостасом и отдельный выход с тамбуром непосредственно на улицу.

Из притворов боковых приделов по винтовым лестницам можно попасть как в цокольный, так и на второй этажи собора, а из притвора колокольни через большой дверной проём — на главное крыльцо собора с пандусом.

Под центральным входом запроектирован вход в цокольную часть собора. Под храмовой частью основного престола в уровне цокольного этажа располагается крестильная комната с апсидой, купелью и двумя раздевалками.

Под северным приделом в цокольном этаже — комната для оглашаемых (готовящихся ко Крещению), складское помещение и комната персонала. Под южным — вентиляционная камера и технические помещения.

В колокольне по плану с уровня второго этажа начинается служебная лестница, ведущая через все ярусы на ярус звона колокольни.

В основу архитектурного образа Собора положен тип храма «кораблем», „о девяти главах“, с колокольней и пристроенными двумя, северными и южными, приделами.

Общая площадь собора составляет 3391 м2. Планируемая вместимость – 2200 человек.

Справка об архитектурном стиле Собора

Собор выполнен в стиле исторического эклектизма с элементами псевдорусского стиля.

Исторический эклектизм — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Строго говоря, эклектика сама по себе не является отдельным стилем, так как ее особенность как раз и заключается в смешении различных стилей на разной основе. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. Достаточно часто в среде профессиональных архитекторов термин эклектика носит негативный характер, как направление, не придерживающееся конкретных рамок стилей. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Нельзя не отметить что подчас сочетание определенных стилей, сделанное со вкусом и тонким чутьем, может создать уникальные произведения архитектуры и интерьерного дизайна.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К.А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная „краснокирпичная“ архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е — 1860-е гг. и 1870-е — 1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и „александровский“ этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.

Характерными чертами эклектического стиля являются, тесное сплетение при возведении здания технических аспектов с художественными аспектами, монументальность, изобилие декоративных элементов. Как сказано выше, одной из особенностей эклектики является использование элементов различных стилей. В контексте архитектуры Собора Рождества Христова нас интересует псевдорусский стиль.

Псевдорусский стиль, включающий неорусский стиль и русско-византийский стиль, — течение в русской архитектуре XIX— начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

Псевдорусский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Представляя собой искусную стилизацию, псевдорусский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн.

Главное отличие «псевдорусских» храмов – их тяжеловесность, механистичность и сухость, что абсолютно не свойственно русской архитектуре. В 1890-е годы псевдорусских стиль стал отходить от аляповатых форм и приобрел вид, близкий к „узорочью“.

 

Статус Соборного храма присвоен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 21 августа 2013 года.

Освящение Собора Рождества Христова Первосвятителем Русской Православной Церкви состоялось 25 августа 2013 года.

 

Административно-хозяйственный корпус (новое здание семинарии)

Наряду с Собором Рождества Христова на территории комплекса расположено отдельно стоящее здание (административно-хозяйственный корпус), в котором размещены следующие помещения: актовый зал, административные кабинеты, библиотека, гостиничные номера, лекционные аудитории, столовая (трапезная), а также гаражный блок.

В подвале располагаются складские и технические помещения. Предусмотрены отдельные эвакуационные входы через входные узлы и оконные проемы с приямками. На первом этаже находятся столовая (трапезная) на 80 посадочных мест с производственными цехами, обеденный зал площадью 172,20 м2, учебный блок с отдельным входом и пристроенный гараж.

Общая площадь административно-хозяйственного корпуса — 4254,50м2. Все этажи по проекту объединяют 4 лестничных марша, которые обеспечивают выход на улицу. Учебный блок имеет самостоятельный вход с торца здания, в него так же можно пройти и с центрального входа.

На втором этаже планируется расположение библиотеки на 20-25 тыс. томов, а также находятся административные кабинеты, гостиничные номера 1, 2, 3-х местные и люксовые, лекционные аудитории.

На третьем этаже располагаются актовый зал на 200 посадочных мест, помещения музея Православия и иконописной мастерской.

Освящение административно-хозяйственного корпуса было совершено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 25 августа 2013 года.

Наверх